🔥 Правильное удаление катализатора

Что такое катализатор
Каталитический нейтрализатор (КН) — одна из составляющих частей выхлопной системы автомобиля. Это высокотехнологичное дорогостоящее устройство, имеющее металлический корпус, оснащенный дорогой начинкой и датчиками с двух сторон. Способствует снижению выхлопов вредных веществ в окружающую среду. В транспортном средстве катализаторов может быть от 1 до 8 (все зависит от мощности двигателя).
КН помогает существенно уменьшить токсичность в отработанных выхлопных газах и глушит звук от работающего двигателя. Это устройство в обязательном порядке устанавливается на все современные автомобили. В переработке вредных веществ большую роль играют драгоценные цветные металлы, которыми покрыты стенки сот внутри каталитического нейтрализатора (к ним относится палладий, родий и иридий). Чаще всего в современных автомобилях ставятся трехкомпонентные катализаторы.
Принцип действия таких КН в следующем:
- при работе двигателя отработанные выхлопные газы направляются внутрь керамических блоков, заполняя соты;
- драгметаллы, которыми покрыты соты, заставляют углерод, который сгорел не полностью, превращаться в водяной пар, а угарный газ преобразуется в углекислый;
- родий уничтожает оксид азота, преобразуя его в азот.
Причины поломки каталитический нейтрализатор
Срок службы КН рассчитан от 80 до 150 т.км. Но бывают причины, по которым катализатор требует ремонта или замены раньше гарантийного срока. Рассмотрим причины:
- механическое повреждение: касается более старых моделей автомобилей, поскольку КН раньше устанавливали под днищем, и при преодолении препятствий его можно было легко повредить. У более современных машин катализаторы устанавливаются около выпускного коллектора, и проблема уже не так актуальна.
- резкое изменение температуры. При попадании холодной воды на разогретый корпус катализатора происходит резкий перепад температуры и керамика может лопнуть. Поэтому при преодолении глубокой лужи надо быть осторожней.
- низкое качество заливаемого топлива. Если бензин содержит низкое октановое число, то это может вызвать позднее зажигание, и топливо будет догорать на выпуске, что приведет к увеличению температуры и деформации ячеек КН.
- присадки низкого качества содержат тетраэтилсвинец, который тоже может повлиять на оплавление катализатора;
- проблема с зажиганием: если есть пропуски, то топливо будет возгораться в каталитическом нейтрализаторе, что будет способствовать повреждению внутренней части КН.
Для чего необходимо удаление катализатора
Вышедший из строя катализатор приводит к снижению мощности двигателя. Самым первым признаком неисправности КН является увеличение потребления топлива. Если не принимать мер по ремонту или замене катализатора, то это может привезти к осложненным последствиям. Уменьшается крутящий момент мотора, автомобиль плохо набирать обороты при движении. В совсем запущенном варианте в самый неподходящий момент силовая установка может заглохнуть и больше не завестись. При разрушении сот микрочастички могут попасть внутрь двигателя и здесь уже не избежать более серьезного ремонта.
У автолюбителя есть два варианта при поломке каталитического нейтрализатора:
- установить новое устройство. Замену неисправного каталитического нейтрализатора не может позволить себе каждый, стоимость одного оригинального катализатора несколько десятков тысяч рублей, а на отдельные марки авто и того выше;
- удалить катализатор с заменой на пламегаситель. Это самый практичный и бюджетный вариант. Вместо дорогостоящего КН устанавливается пламегаситель, который внешне напоминает корпус катализатора. Только внутри находится несколько камер с отверстиями, задача их состоит в снижении температуры и уменьшения давления газа.
Для чего нужна чиповка, и что это такое
Удаление отработанного катализатора вызовет фиксацию электронным блоком управления соответствующего кода неисправности, поскольку мониторинг исправной работы катализатора происходит с помощью датчика кислорода, устанавливаемого за каталитическим нейтрализатором по ходу движения автомобиля. Поэтому удаление катализатора недостаточно, необходимо заставит ЭБУ двигателя прекратить проверку работоспособности каталитического нейтрализатора. Для этого производится перепрошивка блока модифицируемым ПО, после чего показания заднего датчика кислорода не учитываются и не фиксируются ЭБУ.
Поделиться статьей: