Каталитический нейтрализатор: устройство и причины поломки

Еще в начале прошлого столетия два советских писателя И. Ильф и Е. Петров в романе «Золотой теленок» писали, что «Машина не роскошь, а средство передвижения». Автомобиль теперь для многих прочно вошел в жизнь, доставляя своему владельцу не только комфорт в передвижении, но и проблемы.
Новенький автомобиль хорошо заводится, развивает скорость и не превышает допустимого уровня загрязнения. Если постоянно заправлять машину качественным топливом, что практически невозможно, то она будет долгое время, безотказно служить хозяину. Старение и износ деталей двигателя произойдут быстрее, если использовать некачественные нефтепродукты, а это означает, что и концентрация опасных веществ в выхлопных газах непременно увеличится.
Эксплуатация автомобиля не в штатном режиме, да и низкокачественное топливо рано или поздно приведут к тому, что уровень вредных выхлопов вырастет в разы. По этой причине практически обязательной опцией для выпускаемых автомобилей в развитых странах стал каталитический нейтрализатор, он предназначен для того, чтобы окислять ядовитые соединения, содержащиеся в выхлопных газах.
Как устроен нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор устанавливают в выхлопной системе непосредственно после двигателя либо на выходе выхлопной трубы. Внутри узла расположен блок из керамических сот или из металлической ленты. Металлический блок считается более надежным, способен выдерживать механические нагрузки, а вот керамическая ячеистая структура не так устойчива, и способна повредиться даже от несильного удара камнем.
Еще раскаленный керамический нейтрализатор боится воды и может получить удар во время заезда автомобиля в лужу. Производители чаще всего используют для производства катализаторов именно керамику, потому что она дешевле.
Катализаторы с любым типом носителя, будь это металл или керамика, одинаково бояться низкокачественных нефтепродуктов и этилированного бензина. Соты засоряются, мощность мотора снижается и происходит перегрев узла, корпус которого очень сильно раскаляется, а в некоторых случаях даже до красного цвета. Многие владельцы автомобилей считают, что катализатор ухудшает работу машины, поэтому обращаются в сервисные центры, чтобы удалить катализатор или установить обманку вместо катализатора.
Конструкция узла достаточно проста — это корпус и ячеистая структура, собственно через которую проходит выхлоп. В сотах происходит нейтрализация вредных веществ, благодаря тонкому напылению из драгметаллов, которым покрыты стенки сот, таких как платина, палладий, родий. Нередко производители в качестве напыления используют золото, оно не хуже справляется со снижением токсичности выхлопов, но стоимость его в два раза дешевле.
Катализатор начинает свою работу по очистке выхлопных газов, только после того как мотор прогреется до определенной температуры. Если двигатель не прогрет, то и узел бездействует.
Причины поломок нейтрализатора
Каталитический нейтрализатор представляет собой некий фильтр, который со временем нужно менять, чтобы устройство работало во всю мощь. Производители утверждают, что 100-150 тыс. км узел будет исправно работать, но иногда они ломаются преждевременно.
Главными причинами поломок становятся:
- топливо низкого качества;
- неисправная система зажигания;
- частицы масла, попадающие в нейтрализатор из мотора, потребляющего лишнее количество масла;
- попадание жидкости на раскаленный катализатор;
- механические повреждения.
Водитель сможет понять, что узел неисправен в случае снижения динамических показателей, характерного треска в зоне расположения катализатора, увеличения расхода нефтепродуктов, слишком громкой и жесткой работы двигателя.
Если возникли неполадки с каталитическим преобразователем, то он не способен выдерживать нагрузку, то в компании Katalizatoroffnet помогут владельцу машины. Специалисты могут удалить узел и сделать чип тюнинг двигателя, эта процедура поможет убрать ошибку «Check Engine» на панели приборов, что уменьшит расход потребления топлива и увеличит мощность двигателя до 15% или поставить обманку вместо износившегося нейтрализатора.
Поделиться статьей: